Реня следуя твоему плану отвечаю на вопросы) P S ничего в сообщениях не удалять и не изменять, включая неточности или даже ошибки!) Почему Верджилл носил постоянно перчатки? Гебзаттель – некогда описал случай в своих многочисленных работах по психиатрии, который удивительным образом стыкуется с заболеванием главного героя – Верджилла. Перчатки(такими же модусами защиты могут служит темные очки, отпущенная борода, длинная темная одежда..любой из этих признаков может быть распознан в качестве симптома указывающего на проблему диспозиционно нижестоящую, чем простая вкусовая привычка. Указанная проблема имеет бифуркационную природу – природу разлома личности на ряд фиксированных в относительно самостоятельные паттерны поведения – идентичностей, притом, предположим, утрата очков или перчаток ,нередко, делает человека неуверенным, уязвимым, стремящимся найти убежище от мира в темной комнате или в привычной обстановке. Более тяжелая версия недуга перерастает в синдром Аспергера, где потеря перчаток будет кардинально трансфигурировать личность вплоть до появления шизофренического наместника реальности) иллюстрируют психологическую травму, которая, закрепощает личностный рост и служит источником образования многообразных коллатеральных тенденций. Чаще всего травма возникает в результате переноса негативного опыта(скажем у близкого человека развился рак кожи и в результате переноса возникает механизм защиты от потенциально опасного недуга посредством перчаток. Также не менее частым случаем, которым изобилует творчество Ференци и Абрахаама, это первичный опыт подавления личностной свободы, мистерии самообнаружения вот-бытия со стороны родителей, в результате аутентичное Я вытесняется и образуется альтер-ЭГО. В случае с Верджиллом классический случай подмены Я на альтер-ЭГО) P S очень похоже, по ряду косвенных свидетельств, что травма, возможно, вырастает из Эдипова комплекса при условии, что у Верджилла был деспотичный отец, который олицетворял угрозу расправы над ним по мужскому признаку, подавляя при этом первичный этап либидозного созревания - отсюда отказ Верджилла от всей сферы чувственных контактов. Травма может носить функциональный характер как в случае с Верджиллом, где отказ от чувственных энергий приводит к их утончению и появлению нравственности, культуры, духовности. Ранний Фрейд этот принцип универсализировал до появления всех форм человеческой культуры вплоть до государства и религии. Что любопытно в случае с Верджиллом - его альтер-ЭГО, преимущественно, идентичность выкованная в результате боязни контакта с миром ,значит, она должна быть замкнутой, отчужденной, притом лучшим средством для отчуждения будет служить культура человека, ворчливой, с нежеланием идущей на контакт(справки ради, почти у каждого философа или содержательного мыслителя можно найти либо альтер-Эго либо синдром эскапизма, что усиливает тенденции к творчеству и самовыражению под влиянием подавленных психических экзистенциальных потребностей). Культура Верджилла не есть нечто самореферентное, что возникло в результате естественного развития всех потенциальных сил души, а служит лишь модусом защиты пока негативная фиксации продолжает содержать психическую инверсию. Как только недуг преодолевается, больной теряет интерес к прежней жизни. Как и следовало ожидать, как только аутентичное Я Верджилла восстанавливает свою власть над ним, он сразу решает оставить свой прежний утонченный мир и навеки связать свою жизнь с Клэр(этот момент в фильме не мог не вызвать у меня улыбки) Что символизирует его пребывания в комнате с картинами? На мой взгляд, здесь проявляется его подавленная личность, которая через замещенную идентичность стремится установить контакт с миром. Вся его жизнь суть диффузное расширение его искаженной натуры и только здесь внутри этой комнаты устанавливается некий экзистенциальный контакт с внутренним миром. Эта комната - небольшой клочок пространства отвоеванный у чуждых ему сил. Здесь его жизнь экзистирует себя до некой полноты, до внутренней цельности к которой он так истово стремится, но так и до конца не осознав, чего лишает его жизнь до встречи с Клэр. Что означает робот? Робот созвучен с эпистолярным гением Сартра, который видел назначение своего варианта экзистенциализма в том, чтобы донести до человека – что его сущность есть экзистенциальный проект, проект по тотализации своей личности, бесконечный проект собирания собственной сущности воплощенный в некой экзистирующей себя идеи. По мере того, как Верджилл находит фрагменты от робота крепнут его взаимоотношения с Клэр, что совпадает по замыслу фильма с установлением контакта с внутренним Я. Образ робота суть образ обновленного и восстановившего свою сущность Верджилла. Недаром, после того как картины были похищены с его комнатной галереи пустоту этой комнаты нарушал тотализованный в своей завершенности робот – мы похитили у тебя альтер-Эго и его экстериоризацию-картины, но взамен ты получил счастье быть самим собой. Привязанность Верджилла к Клэр Люди со схожей инвертированной психологией, как у Верджилла крайне тяжело идут на контакт. Для них психотерапия изобрела социальные группы, где за счет ”схожести судеб” формируется конструктивное пространство в прорабатывании эмпирических методик для инсайта, постижение своей погруженности в недуг, разрушения застывших поведенческих форм и преодоления локализации в альтер-ЭГО. Для Верджилла социальной группой была Клэр. Клэр – фигура высшего пилотажа актерской игры и великого замысла злонамеренного гения претворенного в ней и не только. Каждый эпизод в их взаимоотношениях полон тонкой психологической игры(сцена в ванной, момент исчезновения Клэр, эпизод с ограблением и т д) направленной на размыкания замкнутых границ и удержания возродившегося Верджилла. Женщина прекрасна тогда, когда она незавершенна. Мужская любовь к женщине требует момента творческого соучастия, когда можно возложить последний блок в архитектуру ее угадываемого совершенства. Привязанность Верджилла к Клэр требовала момента метанойи в любовь, он должен был переродить закупорившуюся в своей комнатушке Клэр в личность вышедшую из своих берегов и обретшую пространственную перспективу жизни, чтобы ощутить себя творцом Клэр и демиургом нарождающегося мира. В этом суть апофеоз Верджилла! Что означает последняя сцена фильма? Любой человек с инвертированной психологией, как у Верджилла в глубине души чувствует, что он несчастлив, что живет не своей жизнью, что настоящая жизнь ускользает от него. Таким людям ведома фаустовская тоска по неизведанным жизненным горизонтам. Находясь в тисках своего недуга подлинная сущность Верджилла томилась о свободе. Момент обретения свободы совпадает с восстановлением целостности, полнокровного переживания жизни. Изведав свою сущность с Клэр он впервые обретает счастье быть самим собою и осознает ту подневольную жизнь, которую он влачил доселе, она закупоривается для него в некий безжизненный симулякр, который навеки отброшен. Его поиски Клэр – погоня за высшими мгновениями обретенного счастья, его просьба в финальной сцене предоставить стул - не способность отказаться от возродившегося Верджилла, которому ведома близость с первозданными истоками жизни…и предвечная привязанность к Клэр, как к корреляту своего Я!
|